Экспертные оценки

14.07.2017, 14:53 | Автор: Евсей Васильев, кандидат политических наук, доцент кафедры международной безопасности РГГУ
29.04.2017, 13:07 | Автор: Светлана Погорельская, к.п.н., д.филос. (Боннский университет, ФРГ), с.н.с. ИНИОН РАН, с.н.с. Институт Европы РАН
26.04.2017, 15:10 | Автор: Александр Арский, кандидат экономических наук, доцент МФЮА
25.04.2017, 21:23 | Автор: Иван Рыскаль, Институт стран Азии и Африки МГУ
Немецкая евро-мечта: есть ли будущее у единой европейской валюты?
/
20.02.2017, 12:53
Что ждет валютный союз ЕС и единую европейскую валюту с приходом нового президента США Дональда Трампа, который обещает сдержать свой предвыборный лозунг, сделав «Америку снова великой», прежде всего, в экономическом плане? Для такой масштабной цели необходимо укрепить доллар, придав ему большее могущество. Но что же делать с конкурентом доллара - евро, связующим экономическим звеном большинства таких разных, но все же единых стран ЕС? Вероятно, что евро в сложившейся ситуации придётся нелегко.

Введенный 1 января 1999 года для безналичных расчетов евро, как единая европейская валюта, вошел в наличное обращение только 1 января 2002 года, став несколько лет назад обладателем самой высокой суммарной стоимости наличных, циркулирующих по всему миру. Европейский системный центральный банк во главе с расположенным в крупнейшем немецком финансовом центре - Франкфурте-на-Майне - Европейским центральным банком осуществляют управление и контроль над единой европейской валютой. Германия, как лидирующая экономика еврозоны, заинтересована в укреплении евро и придании единой европейской валюте особого статуса. Каким образом Германия смогла бы совместно с другими государствами ЕС укрепить евро?

Прежде всего, необходимо выделить несколько тенденций, оказывающих негативное политическое и экономическое влияние на Европейский валютный союз и евро. Так, приход в большую политику во многих европейских странах националистических партий, стремящихся к проведению референдумов под лозунгом «за выход из ЕС», не ведет к стабильности и поддержанию единого политического курса Брюсселя. Выход Великобритании из Евросоюза также не сказался благотворно на политическом имидже ЕС. Кроме того, санкции, введенные в отношении России, не принесли европейским странам ни политической, ни экономической выгоды. Более того, в ЕС сохраняются демографические проблемы: количество трудоспособного населения не увеличивается так же стремительно, как возрастает число пенсионеров, а наплыв мигрантов продолжает оставаться на высоком уровне. Поэтому страны еврозоны вынуждены выделять больше средств из бюджета на пенсии, пособия и различные социальные выплаты. Высокий уровень безработицы, как один из существенных макроэкономических показателей, может привести к снижению потребительских расходов во многих странах ЕС, что в свою очередь, повлияет на замедление экономического роста всей зоны евро.

Таким образом, для стабилизации зоны евро могут быть предприняты следующие шаги. Прежде всего, политическая консолидация стран еврозоны важна для более слаженной и четкой работы различных структур и институтов Евросоюза. Германия, как одна из самых заинтересованных сторон, нацеленных на укрепление евро, использует все имеющиеся в её арсенале ресурсы: от своего политического влияния до экономической мощи. Так, поддержание хорошей политической репутации как внутри, так и вне ЕС делает Евросоюз более привлекательным для иностранных инвестиций. Во-вторых, возрастает необходимость введения мер жесткой экономии, которые поддерживаются экономически сильными странами ЕС, однако не могут быть приняты странами еврозоны, чьи экономики находятся в рецессии. Следовательно, экономические лидеры ЕС будут продолжать выдавать кредиты и субсидировать оказавшиеся в социально-экономическом упадке страны еврозоны. В-третьих, государствам Евросоюза можно было бы эффективнее бороться с безработицей и поддерживать малый и средний бизнес. В-четвертых, странам ЕС следует искать новых торгово-экономических партнеров не только на Западе, но и на Востоке, расширять рынки сбыта, а также развивать новые технологии. В-пятых, странам Евросоюза необходимо разработать план реформирования экономических институтов еврозоны и стабилизировать евро.

На Мюнхенской международной конференции по безопасности, проходившей 17-19 февраля 2017 года, канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что необходимо всем странам ЕС укрепить зону евро и защитить валютный союз европейских государств. Однако на той же самой конференции вице-президент США Майкл Пенс напомнил, что все без исключения союзники НАТО должны сдержать обещание и начать выделять 2 % от ВВП на оборону, что для некоторых стран ЕС может стать экономически непосильным бременем, и в конечном итоге, привести к ослаблению как Европейского валютного союза, так и самого евро.

Статья подготовлена при поддержке портала Новое знание.
Автор: Людмила Печищева, к.и.н., доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ
Поделиться в соцсетях: