Экспертные оценки

14.07.2017, 14:53 | Автор: Евсей Васильев, кандидат политических наук, доцент кафедры международной безопасности РГГУ
29.04.2017, 13:07 | Автор: Светлана Погорельская, к.п.н., д.филос. (Боннский университет, ФРГ), с.н.с. ИНИОН РАН, с.н.с. Институт Европы РАН
26.04.2017, 15:10 | Автор: Александр Арский, кандидат экономических наук, доцент МФЮА
25.04.2017, 21:23 | Автор: Иван Рыскаль, Институт стран Азии и Африки МГУ
История космической программы Европы: наука или военные разработки?
/
20.03.2017, 10:56
Космическая политика Европы – это явление, появившееся в результате обострения кризиса отношений между СССР и США. Однако не будет большим преувеличением сказать, что именно Европа стала колыбелью этого вектора внутренней и внешней политики государств, и произошло это до обострения отношений между СССР и США. С развитием технологий человечество пришло к осознанию того, что ему стало посильно выводить искусственные объекты, а затем и людей в космос. Тогда научное сообщество взяло на себя инициативу интеграции сил в области изучения космоса, космической политики. К европейским политикам также пришло понимание, что исследования космического пространства – это та сфера, которая может сделать жизнь человечества удобней, сфера, открывающая колоссальные экономические возможности, а также придающая стране больший престиж в виде дополнительного статуса «космической державы».

После окончания Второй мировой войны немецкими учеными было оставлено множество чертежей и деталей от запускаемых ими ракет ФАУ-2, которые стали предметом охоты Соединенных Штатов, а также Советского Союза. В мире исследований европейской космической политики существует две точки зрения на начало ведения европейской космической политики:

1.Свое начало космическая политика берет со дня создания двух космических агентств: ELDO (Европейский старт – организация, занимающаяся разработкой систем запуска спутников и ракет) и ESRO (Европейская организация космических исследований). Важно заметить, что эти агентства были созданы после Спутникового кризиса 1957 г., а именно после запуска первого искусственного спутника Земли Советским Союзом. Европейская историография считает это событие началом кризиса, поскольку для западного мира оно означало победу СССР в поединке за первенство в космосе.

Оба эти агентства были созданы по инициативе ведущих ученых Европы. Главными инициаторами создания агентств были Эдоардо Амальди, итальянский физик-экспериментатор, член Академии деи Линчеи, и Пьер Виктор Оже, французский физик, профессор Парижского университета. Соглашение по созданию обоих агентств было подписано 14 июня 1962 г. и подписали его 8 государств: Франция, Италия, Великобритания, Бельгия, Дания, Нидерланды, Швеция и ФРГ.

2. Вторая точка зрения состоит в том, что начало космической политики Европы было положено еще во время Второй мировой войны немецким конструктором ракетно-космической техники Вернером фон Брауном. Получив поддержку от нацистских властей, командующий ракетной программой Вальтер Дорнбергер вместе с руководителем технического персонала фон Брауном и его командой перебрались в 1933 г. в Пеенемюнде, небольшой город на северо-востоке Германии и построили сверхсекретный ракетный полигон. Работы над ракетой на жидком топливе длились более 10 лет. Запуски ракеты «А-4», она же «ФАУ-2», до 3 октября 1942 года были провальными. Дорнбергер и фон Браун понимали, что финальный запуск этой ракеты решит будущее немецкой космической программы, а значит, и осуществит мечты фон Брауна об освоении космоса в едином европейском и общечеловеческом векторе под предводительством Германии. В тот день людям открылось незабываемое зрелище: огненный столб, направленный в землю, оторвал ракету и, набрав необходимую 25-ти тонную тягу, отправил её в небеса. Сам Дорнбергер писал об этом полете следующее:

«Это было незабываемое зрелище. Освещенная ярким солнечным светом, ракета поднималась все выше и выше. Вырывающееся из хвостовой части пламя было почти такой же длины, что и сама ракета. Огненная струя газа была цельной и имела четкие очертания. Ракета придерживалась своего курса, будто бежала по рельсам; первый практический момент прошел... Реактивный снаряд не вращался; черно-белые отметины на корпусе, обращенные к нам, не менялись... Воздух был наполнен звуком, напоминающий раскаты грома ... Сделав глубокий вдох, я опустил бинокль. Мое сердце бешено колотилось. Эксперимент прошел успешно. Впервые в истории ракетостроения нам хватило горения, чтобы послать автоматически контролируемый ракетный носитель до границы атмосферы и вывести его практически в безвоздушное пространство. Мы работали десять лет ради этого дня».

После формирования двух агентств и начала их работы были реализованы многочисленные успешные проекты, среди которых семь успешных запусков спутников на орбиту Земли в период с 1968 г. по 1972 г. Европейский вектор космической политики приобрел исследовательский и научный смысл. На тот момент США и СССР активно участвовали в гонке вооружений, и основной целью их космических политик, вплоть до окончания космической гонки, было создание наиболее мощных и превосходящих ракетных комплексов, способных доставить ядерный заряд на другой континент планеты, и лишь после этой цели в приоритет ставились научные разработки. Европа же, напротив, в этой сфере стремилась к научным знаниям. Нельзя исключать и тот факт, что военные разработки в сфере ракетостроения велись на территории Европы, в особенности на территории Франции и Великобритании.

В 1975 г. 10 стран, не все из которых являлись членами ЕЭС и Евратома, подписали соглашение и основали ЕКА (European Space Agency). С 1975 г. и по сегодняшний день ЕКА остается единственной международной организацией на территории Европы, полностью занимающейся обеспечением и реализацией европейской космической политики. Штаб-квартира ЕКА находится в Париже. Первым Генеральным директором был англичанин Рой Гибсон. Несмотря на ведущую роль Франции в области ведения космической политики и притязания Германии на место ведущей космической державы в Европе, первым директором был назначен именно англичанин по инициативе Германии и Франции и из-за отсутствия договоренности между ними.

Процесс присоединения разных государств к ЕКА, несмотря на влияние политики интеграции на европейском пространстве, не происходит параллельно с расширениями ЕЭС и ЕС, поскольку на каждом члене ЕКА лежит обязательство производить свои вклады в фонд ЕКА. Но такие государства, как Эстония, Португалия, Греция, Румыния, Польша приобретают с присоединением дополнительный политический престиж на пространстве ЕС, а также возможность влияния на ведение космической политики Европы, поскольку в Совете министров ЕКА голоса распределяются между собой равномерно, независимо от количества вкладываемых финансовых средств.

Особое внимание в Совете министров уделяют политике сотрудничества с другими государствами и их национальными агентствами. Важно отметить, что после окончания Второй мировой войны большинство немецких ученых и инженеров в области ракетостроения уехали в США, где позднее под руководством фон Брауна и Дорнбергера была организована и создана космическая политика Соединенных Штатов. После учреждения ELDO и ESRО, а в дальнейшем и ESA, государства-члены этих организаций начали тесно сотрудничать с NASA по различным проектам, начиная от научно-исследовательских и заканчивая технической и ракетостроительной областями. Ярким примером подобного сотрудничества является реализация проекта телескопа «Хаббл», который был запущен 24 апреля 1990 г. Данный телескоп имел большое значение для научного мира, а также для изучения космического пространства, поскольку имел возможность собирать данные с орбиты планеты и передавать в NASA и ESA. Также агентства имеют соглашения с другими странами (Россия, Индия, Китай, Япония и др.) о передаче полученных ими данных с телескопа.

Сотрудничество ЕКА с Роскосмосом касается ракетостроительной сферы, а также включает поставки ракет для запуска необходимых объектов в космос и заказы ЕКА по доставке спутников на орбиту планеты и астронавтов на борт МКС. Яркий пример такого сотрудничества – заказываемые ЕКА, в частности Францией, ракеты-носители «Союз-СТ» для запусков с французского космодрома в Куру (Французская Гвиана).

Апогеем кооперации Европы, США и России является деятельность в сферах строительства МКС, доставки астронавтов и необходимых продуктов и вещей, научных исследований на МКС. Так, лабораторными модулями «Коламбус» на МКС управляет ЕКА (центр управления находится в Оберпфаффенхофене, Германия) совместно с Японией. Несмотря на достаточно сложную обстановку в отношениях между Россией, США и ЕС, сотрудничество на МКС и в целом в области исследований и эксплуатации объектов космического пространства, не поставлено под удар политических разногласий.

Во время космической гонки ЕКА, как и все страны Европы по отдельности, с особой важностью относились к политике безопасности в космосе. По этой причине все страны ЕЭС, ЕКА, а в дальнейшем и ЕС подписали основные документы, устанавливающие нейтралитет космического пространства, безъядерную зону в космическом пространстве, а также регламентирующие экономическую и исследовательскую деятельности.

Подводя итог, можно сказать, что европейская космическая политика пережила серьезную эволюцию в сфере её ведения и построения. Первоначально государства Европы вели эту политику самостоятельно, пресекая попытки построения общего вектора космической политики и с надеждой на то, что космическое пространство может быть подконтрольно тому или иному государству. Однако с течением времени пришло осознание того, что невозможно в полной мере исследовать космос в рамках одной только национальной космической политики, так как это и экономически, и технически труднореализуемо. Страны на европейском пространстве пришли к соглашению, которое вылилось в учреждение в 1975 г. Европейского космического агентства. Помимо объединения в единый консорциум, который полностью регулирует деятельность ЕС в сфере космических исследований, а также деятельность государств-участников ЕКА, в полномочия Совета министров ЕКА также входит способность выстраивать единую внешнюю космическую политику, что немаловажно для жизнедеятельности этой организации как общеевропейской.

Материал подготовлен при поддержке портала Новое знание.
Автор: Артем Папков
Поделиться в соцсетях: