Экспертные оценки

14.07.2017, 14:53 | Автор: Евсей Васильев, кандидат политических наук, доцент кафедры международной безопасности РГГУ
29.04.2017, 13:07 | Автор: Светлана Погорельская, к.п.н., д.филос. (Боннский университет, ФРГ), с.н.с. ИНИОН РАН, с.н.с. Институт Европы РАН
26.04.2017, 15:10 | Автор: Александр Арский, кандидат экономических наук, доцент МФЮА
25.04.2017, 21:23 | Автор: Иван Рыскаль, Институт стран Азии и Африки МГУ
Конфликтность в российско-американских отношениях: предпосылки и перспективы
/
12.03.2017, 09:04
Российско-американские отношения никогда не были спокойными. В 2014 году конфликт между США и Россией постоянно усиливался, что почти привело к новой Холодной войне. В 2016 году напряженным моментом в отношениях двух стран стал перехват российским истребителем американского самолета-разведчика в международных водах над Балтийским морем.

Перед своим уходом с поста президента США Барак Обама потребовал провести проверку на предмет вмешательства России в президентскую гонку в США. Аналитики расценивают такое поведение как попытку создать барьер для налаживания отношений с Россией. Дональд Трамп во время своей президентской борьбы выражал свое почтение Путину, а после выборов президенты двух стран общались по телефону.

Несмотря на то, что в будущем возможно потепление отношений между США и Россией, обе стороны в стратегических вопросах сохраняют характер конфликтности. Подобное положение дел порождает естественный вопрос о том, возможно ли примирить российские и американские интересы.

На глобальном уровне США преследуют цель формирования западноцентричного мирового порядка при сохранении своей гегемонии. Соединенные Штаты добиваются демократизации мира в целом, отдельных регионов и стран, заинтересованы в обеспечении контроля над состоянием среды глобальной безопасности, в частности, на это направлено поэтапное создание глобальной системы ПРО.

Россия, в свою очередь, на глобальном уровне ориентирована на формирование мирового порядка, в котором отсутствует гегемония одного государства или группы государств, и выступает за коллективные действия, направленные на укрепление глобальной безопасности без предоставления особых прав какой-либо одной стране или организации.

Различия в интересах Российской Федерации и США становятся более заметными, когда стороны начинают по-своему интерпретировать цели друг друга. Практически все задачи, которые Россия ставит в основу своей внешней политики, чаще всего воспринимаются американскими политологами и политиками как попытки препятствовать США в сохранении гегемонии или возродить собственную сферу влияния.

Соединенные Штаты признают участие России в решении отдельных проблем, но и в этом случае американская сторона нередко заявляет, что это участие недостаточно, как например, в борьбе с международным терроризмом и ограничении распространения ядерного оружия. Россию упрекают в нежелании поддержать предложение США по «ядерному нулю», в потакании ядерной программе Ирана, в жесткой позиции по вопросам дальнейшего согласованного сокращения ядерных арсеналов.
Российская сторона критически оценивает действия США. Она не принимает американоцентричное мировое устройство, вмешательство во внутренние дела отдельных стран и недовольна политикой США в странах бывшего СССР и на Ближнем Востоке.

Несмотря на наличие противоречий, двусторонние отношения можно строить и при расходящихся интересах. Но трудность заключается в том, что интересы США и России не просто расходятся, а пересекаются и сталкиваются, что усиливает конкуренцию и даже противостояние.

В 2008 г. американский советолог Т. Грэм высказал свою точку зрения на российско-американские отношения. Признавая отсутствие у России и США общих интересов, он указал на возможность сотрудничества на основе общих угроз. К таким угрозам, в ликвидации которых заинтересованы и российская, и американская стороны, относится стремление избежать глобального конфликта, особенно с применением оружия массового уничтожения (ОМУ). Именно эта угроза поддерживает стабильность в двусторонних отношениях, пусть и негативную.

Вопрос сокращения ядерного оружия также входит в число проблемных. Причем, это одна из тех угроз, которая требует вовлечения в процесс ее ликвидации всех ядерных держав. Но на текущий момент этого добиться не удается, так как некоторые ядерные страны уклоняются от сотрудничества по «ядерному нулю». Несмотря на то, что ряд стран не поддерживает данную инициативу, многие американские политики и эксперты обвиняют в создании препятствий реализации идеи «ядерного нуля» Россию.

К глобальным угрозам, которые разделяют и Россия, и США, относят также проникновение военных технологий в космос, бесконтрольное использование морских пространств и атаки на информационное пространство.

У России и США есть общая заинтересованность и в решении таких проблем, как изменение климата, незаконная миграция, криминальные сетевые организации, включая международный терроризм. Но все эти угрозы не могут быть уничтожены только силами России и США, решение данных проблем требует коллективных усилий наиболее развитых государств.

Если на глобальном уровне можно говорить о возможности сотрудничества двух стран, то на региональном и национальном уровнях американские и российские интересы расходятся кардинально: США практически не сталкиваются с прямыми территориальными угрозами, а вот у России их довольно много.

Если говорить о макрорегиональном уровне, то у Соединенных Штатов не возникает серьезных угроз, связанных с действиями стран Латинской Америки и Канады. Американской проблемой на данном уровне становится рост самостоятельности Бразилии и других государств региона, их проекты по углублению взаимной интеграции, попытки проводить независимую политику, диверсифицировать свои торгово-экономические отношения. Но так как в настоящее время между латиноамериканскими странами существуют серьезные противоречия, нельзя с уверенностью сказать, что Бразилии удастся сплотить вокруг себя влиятельную подсистему. Что касается Канады, то противоречия между ней и Соединенными Штатами практически отсутствуют.

На макрорегиональном уровне американские и российские интересы практически не пересекаются. Присутствие и влияние России в странах Латинской Америки заметно, но не создает угрозы для позиций США.

Положение России на макрорегиональном уровне в Азии более сложное. Здесь Российская Федерация сталкивается с рисками, имеющими региональное происхождение и частично связанными с воздействием внешних игроков (например, с демократизацией стран, во главе которой стоят США). В данном вопросе российские и американские интересы нередко сталкиваются.

Россию беспокоит нестабильная политическая и экономическая обстановка во многих странах Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки. Пока речь идет об отдаленной опасности, но в перспективе существует возможность возникновения непосредственных угроз.

Если взять постсоветское пространство, то здесь любые вызовы и угрозы представляют приоритетную значимость для России.

На региональном уровне Россия сталкивается с опасностью того, что инициированные ею интеграционные объединения утратят свою важность. Американская сторона критически относится к постсоветской интеграции и не скрывает желания перехватить у России региональное лидерство и разрушить существующие объединения. Подобное отношение Соединенных Штатов свидетельствует, что никакой общности интересов в этой сфере у двух держав не будет.

Шанхайская организация сотрудничества также является постоянным объектом экспертных нападок. Деятельность этой организации до сих пор не отвечает интересам и планам ее создателей в полной мере. Но, тем не менее, она объединяет ряд постсоветских стран и КНР, что позволяет сохранить площадку для диалога. Повышение статуса этой организации во многом зависит от увеличения числа ее участников, но Россия и КНР выступают против присоединения к организации других стран. США могут получить доступ к документам ШОС, используя возможности ее членов – Узбекистана, Киргизии и Индии, а также партнера по диалогу Турции, которые ориентированы на США. Таким образом, США, не имея официального статуса, способны ослаблять ведущую роль России и КНР в ШОС.

Действия США идут вразрез с интересами России и усложняют функционирование интеграционных структур в Евразии.

Несмотря на все взаимные неудовлетворенности и противоречия, Россия остается важным мировым игроком и необходимым для США партнером в решении ряда вопросов безопасности. Для продолжения и развития двустороннего сотрудничества необходимо сконцентрировать внимание на позитивных фактах: продолжении диалога между президентами России и Соединенных Штатов, деятельности Совета Россия-НАТО, продолжении переговоров по ПРО, борьбе с терроризмом и нераспространению ОМУ.

Между странами сохраняется высокий уровень взаимодействия в силу того, что Россия удерживает статус одной из ведущих мировых держав. Но содержание отношений имеет двухуровневый характер: конкуренция по многим глобальным, макрорегиональным и региональным проблемам сочетается с конкурентно-кооперативным взаимодействием по ограниченному кругу проблем, прежде всего, в сфере безопасности.

Подобная ситуация – норма в отношениях России и США, и она продолжит существовать до тех пор, пока существуют две державы – Соединенные Штаты Америки и Российская Федерация.

Статья подготовлена при поддержке портала Новое знание.
Автор: Алина Пронина
Поделиться в соцсетях: